тендряков хлеб для собаки урок

Урок-проект по рассказу В.Тендрякова "Хлеб для собаки"

1. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова, рассказом "Хлеб для собаки". В год публикации (1988), уже после смерти автора, один из публицистов назвал свою статью о нём "Потаённый Тендряков". Несмотря на видное место, которое занимает Тендряков в современной литературе, о его личной жизни и творчестве написано очень мало. Итак, открыть для себя "потаённого" Тендрякова предстоит нам сегодня.

Мы назвали наш урок-проект "Тревожная совесть Тендрякова". Наше исследование будет состоять из презентации уже готовых индивидуальных проектов, представляющих аналитическую деятельность с выходом в Интернет, практическую проектную деятельность с использованием компьютерных технологий; группового проекта на основе решения исследовательских аналитических задач. Кроме этого у нас будет работа над общим учебным проектом на основе сотрудничества учителя и учащихся для решения задачи: как понимается выражение "тревожная совесть" писателя.

Важнейшей целью нашего исследования станет попытка проникновения во внутренний мир писателя, каким он предстаёт в рассказе "Хлеб для собаки".

2. Знакомясь с жизненной и творческой биографией писателя, можно составить представление о внутреннем мире Тендрякова, главным качеством которого было требовательное отношение не только к окружающим, но прежде всего к самому себе.

Теперь мы обратимся к самому рассказу Тендрякова. Анализировать содержание начнём с такого структурного элемента, как заголовок. Название часто является ключом к раскрытию содержания произведения и тайны личности писателя.

Над этим работала N, известный в нашем классе, да и, пожалуй, в районе, "лите

Источник

У прокопченного, крашенного казенной охрой вокзального здания, за вылущенным заборчиком — сквозной березовый скверик. В нем прямо на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми.

Правда, у каждого в недрах грязного, вшивого тряпья должен храниться если не утерян — замусоленный документ, удостоверяющий, что предъявитель сего носит такую-то фамилию, имя, отчество, родился там-то, на основании такого-то решения сослан с лишением гражданских прав и конфискацией имущества. Но уже никого не заботило, что он, имярек, лишенец, адмовысланный, не доехал до места, никого не интересовало, что он, имярек, лишенец, нигде не живет, не работает, ничего не ест. Он выпал из числа людей.

Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко «куркуль».

Одни из них — скелеты, обтянутые темной, морщинистой, казалось, шуршащей кожей, скелеты с огромными, кротко горящими глазами.

Другие, наоборот, туго раздуты — вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа, телеса колышутся, ноги похожи на подушки, пристроченные грязные пальцы прячутся за наплывами белой мякоти.

Кто-то, лежа в пыли, источая от своего полуистлевшего тряпья кислый смрад, брезгливо вытирал пальцы с такой энергией и упрямством, что, казалось, готов был счистить с них и кожу.

Но перед смертью кто-нибудь из кротких, кто тишайше грыз кору, вкушал мусор, вдруг бунтовал — вставал во весь рост, обхватывал лучинными, ломкими руками гладкий, сильный ствол березы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно черный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть испепеляющее проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и… затихал насовсем.

Взрослые об

Источник

Рассказ «Хлеб для собаки» повествует о трагической судьбе русского крестьянства в период сталинских репрессий, весь ужас которых остался в памяти автора мрачным следом детских воспоминаний.

Хлеб для собаки

СОДЕРЖАНИЕ

У прокопченного, крашенного казенной охрой вокзального здания, за вылущенным заборчиком — сквозной березовый скверик. В нем прямо на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми.

Правда, у каждого в недрах грязного, вшивого тряпья должен храниться если не утерян — замусоленный документ, удостоверяющий, что предъявитель сего носит такую-то фамилию, имя, отчество, родился там-то, на основании такого-то решения сослан с лишением гражданских прав и конфискацией имущества. Но уже никого не заботило, что он, имярек, лишенец, адмовысланный, не доехал до места, никого не интересовало, что он, имярек, лишенец, нигде не живет, не работает, ничего не ест. Он выпал из числа людей.

Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко «куркуль».

Одни из них — скелеты, обтянутые темной, морщинистой, казалось, шуршащей кожей, скелеты с огромными, кротко горящими глазами.

Другие, наоборот, туго раздуты — вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа, телеса колышутся, ноги похожи на подушки, пристроченные грязные пальцы прячутся за наплывами белой мякоти.

Кто-то, лежа в пыли, источая от своего полуистлевшего тряпья кислый смрад, брезгливо вытирал пальцы с такой энергией и упрямством, что, казалось, готов был счистить с них и кожу.

Но перед смертью кто-нибудь из кротких, кто тишайше грыз кору, вкушал мусор, вдруг бунтовал — вставал во весь рост, обхватывал лучинными, ломкими руками гладкий, сильный ствол березы, прижимался к нему угловатой щекой, откр

Источник

Источник

Содержанием данного урока является анализ рассказа В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки». Учебный материал распределен на два часа. Приложение к уроку – демонстрационный материал (презентация) , вниманию учащихся предложены иллюстрации, воссоздающие дух эпохи.

Рассказ В.Ф. Тендрякова обращен к людям разных поколений: и к тем, кто пережил страшные годы в жизни нашей страны, и к тем, кому предстоит строить будущее. Автор призывает отвечать за свои действия, быть внимательным по отношению к окружающим, быть ответственным перед своей совестью.

Тема урока: «Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки». Урок литературы в 7 классе по программе «Школа 2100»

С рассказа В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки» начинается изучение нового раздела «Я и Я» (см. учебник по литературе «Путь к станции «Я» под ред. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой /М.: Баласс,2003). Учитель объясняет учащимся, что разговор пойдет о внутреннем и внешнем состоянии человеческого «я», о совести и моральной ответственности каждого из нас перед обществом и собой.

Повести «Весенние перевертыши» и «Ночь после выпуска» автобиографичны, они прямо обращены к острейшим проблемам нравственности. Произведения В.Ф.Тендрякова всегда вызывали острые споры. Он нередко опережал события, ставил вопросы, к обсуждению которых читатель не был готов. Писатель не предлагал однозначных ответов, многие его произведения и сегодня злободневны.

(Тема голода 1932-1933г. была одной из запрещенных, правительство не желало признавать вопиющих фактов жесточайшего голодомора в стране, вся информация об этом страшном для людей времени была засекреченной, умерших от голода хоронили в строгой секретности.)

для чего нужны доки на собаку
?Интересно и увлекательно про всех животных. Хищники, динозавры, морские обитатели, домашние животные, кошки и собаки. Неизвестные факты о животных. Фото и видео обзоры животных.

Рассылка блога

Рубрики

Св

7 августа 1932 г. Сталин подписал указ, который г

Источник

16,09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

22.01.2017 - Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

25.12.2016 - Вниманию старшеклассников! Один из авторов нашего сайта, Мищенко Светлана Николаевна, ждет учеников для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по литературе и русскому языку. Светлана Николаевна - Почётный работник общего образования Российской Федерации, имеет высшую категорию, звание «Учитель-методист», прекрасно готовит учеников к экзаменам. Жителей города Петразоводска она готовит к испытанию на дому, может заниматься с ребятами и по скайпу. Найти учителя можно так: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. // mishenko1950-50 - Skyp //9215276135.

собаки кошки ростовской области
Безнадзорных животных, которых отлавливают в городах Ростовской области для вакцинации и стерилизации, запретят возвращать обратно на улицу. Соответствующие поправки внесены в постановление «О правилах отлов

30.10.2016 - Книжная полка сайта «спешит на помощь" тем, кто

Источник

Урок по рассказу В. Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» открывает вторую часть учебника «Я и Я»

Раздел «Я и Я» (учебник Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой «Путь к станции «Я», входящий в комплект учебников Общеобразовательной программы «Школа 2100».)

(Урок дан учителем русского языка и литературы Машкиной Г.М. в рамках школьной недели русского языка и литературы 26 ноября 2007 года.)

Раздел «Я и Я» (учебник Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой «Путь к станции «Я», входящий в комплект учебников Общеобразовательной программы «Школа 2100».)

Данный урок проведен в 7 классе, ученики которого занимаются по Общеобразовательной программе «Школа 2100» по учебнику литературы Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой «Путь к станции «Я». В нем выделены 4 раздела:

Главная задача, обозначенная учителем, прочувствованное чтение литературного текста с целью уяснения идейного смысла, смысла заглавия и образной системы. В содержание урока включается и работа над текстом с точки зрения литературоведческого подхода к нему: рассмотрение сюжета, мотива, роли повествователя, сквозных образов, пейзажа.

Для успешного решения всего, о чем говорилось выше, на уроке создаются проблемные ситуации, используется поисково-исследовательский метод, метод «Дебаты».

Учитель выделяет в качестве главных задач не только знакомство с лучшей русской прозой 90-х годов XX в. с так называемой «правдивой» литературой, посвященной одному из сложнейших периодов в истории Советского государства – коллективизации, но и нравственное воспитание – воспитание совестливости, честности. Учитель и ученики работают на уроке, следуя одному из заветов великого русского поэта А.С.Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

В методическом пособии Е.С.Баровой к урокам литературы в 7 классе даются

Источник